Куликовская битва: история и сверхъистория / Науч. ред. полк. В.Л. Петров. — М., 2026. — 156 с.: илл. — (Труды Института русской геополитики, вып. 31).
21 сентября 2025 г. (по григорианскому календарю) исполнилось 645 лет со дня Куликовской битвы. Для русской истории Куликовская битва — смыслообразующая, точка сборки, подобная Троянской войне в версии Гомера для древних эллинов (Поединок Пересвета и Челубея можно сравнить с поединком Ахилла и Гектора у Гомера etc). Современники именовали её Мамаево побоище, Великая брань или Великая битва, Битва на реке Непрядве и бой на Дону. Позднее её называли Донская битва, Задонщина.
Название «Куликовская битва» было введено Н.Карамзиным в начале XIX в. Между Троянской войной, запечатленной в «Илиаде», и Куликовской битвой, запечатленной в «Сказании о Мамаевом побоище» и «Задонщине», можно провести немало параллелей. Оба мифа скрепляли национальную идентичность. Но в Троянской битве у Гомера полноценно действовали боги. А присутствуют ли они в Куликовской битве, рассказанной неизвестными авторами «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»? Было бы даже обидно, если бы не присутствовали.
В летописях о Куликовской битве 1380 года упоминается Небесное Воинство, состоящее из ангелов и святых, во главе с Архистратигом Михаилом («…разверзлось небо, из которого вышло облако, будто багряная заря над войском великого князя, скользя низко… облако же то было наполнено руками человеческими, и те руки распростерлись над великим полком как бы проповеднически или пророчески… облако то много венцов держало и опустило их на войско, на головы христиан»)… «Сказание о Мамаевом побоище» всё пропитано религиозно-расовым пафосом борьбы сил Света с силами Тьмы. Даже начинается оно так: «Начало повести о том, как даровал Бог победу государю великому князю Димитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами Пречистой Богородицы и русских чудотворцев православное христианство — Русскую землю Бог возвысил, а безбожных агарян посрамил».
С точки зрения Христианской эсхатологии всё выглядит более глобально и интригующе. Куликовская битва состоялась в 6888 году от сотворения мiра. Это был год, когда, согласно некоторым апокрифам, должен был наступить конец света или начало освобождения. Получается, Димитрий Донской и его войско предотвратили конец света и ускорили освобождение… Примечательно, что совецкие патриоты и евразийцы (что в большинстве случаев, «одно и то же»), либо принижают, либо извращают значение Куликовской битвы, либо вовсе отрицают её достоверность (как и вообще «татарского ига на Руси»). «Помимо страшного тюркофила и мифотворца Гумилёва, хотелось бы упомянуть ещё одну ключевую фигуру, занимавшуюся распространением мифов об отсутствии татарского следа в истории Руси. Это историк-фрик и искусный жонглёр смыслами — Юрий Петухов. Сам же на полном серьёзе утверждал, что никаких татар не было вообще, все столкновения носили исключительно локальный характер и не оставили никакого археологического и генетического следа. Пациент занимался написанием фантастической эпопеи про звёздное величие русских супергероев, чем, вероятно, и надеялся «поднять Русь с колен». На выходе получалась ядрёная смесь печатного голливуда, марвелла и камеди-клаба в начале нулевых. И всё бы ничего, если бы персонаж не заимел свою армию поклонников среди людей увлеченных фолк-хистори. Они и придали широкую популярность идеям, повлёкшим за собой лингвофричество, псевдогенеалогию и -археологию, задорновщину и прочее цветастое хистори-скоморошество…
То, что ещё совсем недавно было очевидными истинами, теперь требует нового освещения и твёрдых «доказательств». Надо полагать, что дело даже не в том, что официоз стал врать в учебниках нагло и беззастенчиво, что называется – без оглядки на истину. В общем-то, он и раньше это делал, разве что чуть более интеллигентней и образованней. Дело, кажется, в скрытых процессах, уже затронувших всё восточное пространство, — это рождение «новой расы». Вступление новиопа в свои законные права. То есть те, чья кровь генетически отзывалась бы на факты ужасов татаро-монгольского нашествия, пожаров и запустения на восточных окраинах, их осталось ничтожно мало. Возможно, что смешение достигло тех невероятных пределов, когда крен в противоположенную «европоцентризму» сторону стал вполне ожидаем и даже закономерен. Границы Европы сморщились и истлели, откатились много западней.
Вероятно, было бы вполне обоснованным считать восточной окраиной – Польшу, и культурно, и антропологически. Всё что восточнее, за её пределами — Великая Степь, теперь уже тоже, культурно и антропологически. (https://t.me/germanballon/542?ysclid=mlp0o8d2j4250855979). Что ж, приведённый пессимистический взгляд небезоснователен… Но, сколько бы ни осталось «здесь» тех, чья «кровь генетически отзывается на ужасы татарщины», взывать к пробуждению «расовой памяти» Последней Руси необходимо… «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди» (А.Блок)… Се, настоящим Сборником, мы «возвращаемся» к сему «символическому Событию» Русской Истории, в чаянии привнести некую «лепту» в его «разгадку»…
Роман Раскольников