Герд-Клаус Кальтенбруннер. Элита. Воспитание на случай чрезвычайной ситуации. Рецензия. Роман Раскольников.

Герд-Клаус Кальтенбруннер. Элита. Воспитание на случай чрезвычайной ситуации / перевод с немецкого А.В. Чëрный, научная редакция и примечания Ф.М. Фомичëва; под общей редакцией Д.С. Житенëва, А.А. Цыганковой. М.: Silene Noctiflora, 2025. – 192 с.

Как гласит аннотация Издательства: «Герд-Клаус Кальтенбруннер (1939–2011) — один из самых ярких консервативных публицистов Германии второй половины XX века. Он был из числа тех интеллектуалов своего поколения, которые вступили в противодействие с культурной революцией 1968-го года и её последствиями. Лауреат многих престижных литературных премий, человек энциклопедических знаний и высокой духовной дисциплины, Кальтенбруннер задавал тон многим общественным дискуссиям в ФРГ 1970–1980-х годов. Его книга «Элита. Воспитание на случай чрезвычайной ситуации» — смелая речь в защиту элитизма, который, по мнению автора, является не просто политической теорией, но наиболее адекватным методом постижения и организации социальных процессов в целом. Немало внимания в этой работе уделено и тайным объединениям, составляющим «эзотерическое» измерение общественных отношений».

Прежде нежели уделить несколько строк сей книге, имеет смысл высказаться о самом издательстве. Заимствуем их из рецензии А.Смирнова на первую книгу «Ноктифлоры» («Элита» — се вторая книга сего издательства): «Яркий дебют московского издательства. Изящно-загадочное название (Silene Noctiflora) пришло из ботаники и означает цветок «смолёвка ночецветная». Навёл на него Эрнст Юнгер и его «Сердце искателя приключений». В одной из фигур (капричос) писатель сравнивает свои сочинения с ночецветом: «Я слышал, что мои заметки с поразительным постоянством находят каждые три месяца по пятнадцать новых читателей. Такая притягательность чем-то напоминает цветок silene noctiflora, чашечка которого раскрывается только один-единственный раз ночью и собирает вокруг себя крошечный рой крылатых гостей».

Первая книга (се был Армин Молер «Против либералов») — разом манифест, декларация о намерениях и почти мастер-класс по изданию. По-настоящему осваивать я стал только третий экземпляр книги, ибо никак не мог удержаться от хорошего подарка. Эта частная история, конечно, не так важна по отношению к тексту, но качество издания тоже своего рода бастион в «восстании против современного мiра». Поэтому особенно досадно видеть важные работы, изданные спустя рукава. Капелька стиля вытянет спорный проект, а отсутствие оного оставит без внимания заведомо успешный. Издательство ориентировано, что называется, «на своих», другое дело, что это совсем даже не «крошечный рой»: таковых более чем предостаточно, если судить по презентациям и ажиотажу вокруг книги…» (см. подр.: https://zavtra.ru/blogs/za_realizm).

Возможен, и ежели возможен, то «как», элитизм сегодня? Приближение к ответу даёт небольшая по объёму, но обширная «по высказанным мыслям» книга Герда-Клауса Кальтенбруннера «Элита». Кальтенбруннер — австрийский философ и интеллектуал, которого читали ведущие представители политических кругов ФРГ. На пике славы он удалился от мiра и переехал в лесной домик в Шварцвальде: не высказывался публично, изучал Отцов Церкви и писал труды по христианской мистике. «Элита» — одно из программных сочинений ещё «общественника» (а не «отшельника») Кальтенбруннера. В этом тексте Кальтенбруннер рассматривает тенденции современной либеральной демократии и заявляет о необходимости определённого типа элиты для вывода общества из кризисного состояния. Отсюда и подзаголовок: «воспитание на случай кризисной ситуации». Г.-К. К. чётко постулирует и доказывает: «элиты не может не быть». «Элиты существуют во всех социальных системах; они формируют каждую социальную структуру, каждую культурную эпоху. История – не борьба классов, но драматичное состязание элит». Но, делает важное примечание автор, «не стоит впадать в одностороннюю идеализацию элиты… ведь существует и криминальная аристократия» и тп.

Или, как в современной РФ, где «элита» сформировалась из спайки криминала и силовиков… Конечно, рулёж «гангстерско-чекистской элиты», се сущая беда для страны и народа, но поправить ситуацию может не «демократия», а «евкратия», в лице «контр-элиты», формируемой, как верно указывает К., ссылаясь на многочисленные исторические примеры, в «тайных обществах», «орденах», «инициатических братствах» etc. Пожалуй, для современной РФ, загибающейся под игом «чекистократии», подобные рекомендации и наблюдения, звучат стократ актуальнее и насущнее, нежели для сравнительно благополучной ФРГ 70-80 гг. прошлого столетия…

По некоторым данным, Герд-Клаусс К. является родственником «того самого» Кальтенбруннера из «Семнадцати мгновений весны». Издатели, правда, «опровергают» сию версию, но на наш взгляд, не слишком убедительно. Допускаем, что д-р Эрнст Кальтенбруннер —начальник Главного управления имперской безопасности СС и статс-секретарь имперского министерства внутренних дел Германии, обергруппенфюрер СС и генерал полиции и проч., не был «отцом» Герда-Клауса К., но вполне мог быть его «добрым дядюшкой» и т.п. Место рождения и сравнительно редкая фамилия наводят на небезосновательное предположение, что «какая-то степень родства» тут могла иметь место быть…

Фамилия «Кальтенбруннер», впервые фиксируется в XVIII в., что примечательно, в «священнической среде». Kaltenbrunner (Кальтенбруннер) — kalt — «холодный, морозный», brunn — «фонтан» или brenn — «жечь, сжигать». Вспоминается полуапокрифическая характеристика, данная Р.Геноном барону Ю.Эволе: «Огонь во Льду». Вспоминается также, что ведущий изследователь наследия Кальтенбруннера, д-р Мартин Гранненфельд отмечал, что философия К. «может быть прочитана как трансформация философии Генона и Эволы в духовный космос Христианства»…В октябре 1946 года д-р Эрнст Кальтенбруннер был повешен по приговору «Международного военного трибунала» в Нюрнберге. Он не стал обращаться за помилованием к «синедриону победителей». В ночь с 15 на 16 октября 1946 года, в числе других приговорённых, он был приведён в камеру для исполнения приговора. Его последние слова звучали неожиданно и очень странно: «Glück auf, Deutschland!» — старинное немецкое приветствие шахтёров, дословно означающее «Счастливого возвращения наверх», или в другом переводе «Счастья для Германии»…

Нет ли тут определённой «духовной переклички» со словами его непрямого родича, Герда-Клауса, в свой «отшельнический» период всё же отважившегося на пару интервью, в одном из коих рекшего: «С чем вы связываете Германию? – С исчезнувшей в 1806 г. Священной Римской Империей германской нации. – Какое событие немецкой истории вы бы хотели пережить лично? – Освобождение Вены от турецкой осады 12 сентября 1683 г. – Какое немецкое достижение вы считаете наиболее значимым в истории? – Немецкая мистика (Экхарт, Таулер, Сузо) и немецкая философия от Николая Кузанского и Лейбница, чрез Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля до Гуссердя, Шелера и Хайдеггера. – Какой ваш совет немецкому народу? – Говорите на хорошем нормальном немецком языке и читайте своих писателей, своих поэтов…» (Из интерьвью 1997 г.).

«Auf gut Deutsch» («На хорошем немецком»), Так напомним, назывался журнал Дитриха Эккарта, (выходивший в 1918-1923 гг.), немецкого писателя и поэта, по собственному признанию (и по признанию Вождя, что много существенней!) «написавшего либретто» для последующей грандиознейшей «вагнерианской» постановки, именуемой «Третий Райх»… Кто может претендовать на честь «автора» (или хотя бы «соавтора») эсхатологического либретто «Возрождения Третьего Рима»? Подозреваем, что тексты Кальтенбруннера, появившиеся наконец «на хорошем Русском», окажутся тут далеко не излишними. И вплетутся в «хорал», приветствующий возстановление Священной Римской Империи Арийских наций при скончании века сего, в коей держава «царя-попа» Иоанна, коему Г.-К. К. посвятил последний свой опус обретёт триумфальное воплощение, в коем и германский «Третий Райх» и русский «Третий Рим» предстанут в своём предопределённом «Einheit»… «Glück auf Christenheit oder Europa»!
Роман Раскольников

Оставьте комментарий